Одаренные дети

                            Муниципальное казенное

                     общеобразовательное учреждение
  "Басинская  основная общеобразовательная школа"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одаренные дети 

 

 

  Отличительные особенности

Одаренные дети

План работы школы с одарёнными детьми

 

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ность.

  3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

 

Цели работы с одаренными детьми:

1. Выявление одарённых детей.                                                                      .

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

 Задачи:

- знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

 

Принципы работы с одаренными детьми:

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

  

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

 Формы работы с одаренными учащимися

- творческие мастерские;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;                                                              

- научно-исследовательские конференции.

  

 Карта интересов для младших школьников

 

Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

 

Инструкция для детей.

 

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д

Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак  "-", если нравится- "+", если очень нравится, ставьте "++".

 

Инструкция для родителей.

 

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребёнка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь

не завышать и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности

сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чём говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребёнку, ставьте в клетке - «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «+ +». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

 

 Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

1. Математика и техника (1-й столбик  в листе ответов)

2.гуманитарная сфера(2 столбик)

3.художественная деятельность.

4.физкультура и спорт.

5.коммуникативные интересы.

6.природа и естествознание.

7.домашние обязанности труд по самообслуживанию. 

 

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении

и коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать  развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

 

Обработка результатов

 

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых.

Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определённом типе направленности интересов ребёнка

 

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.

Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

 

                        Лист вопросов. 

1.     Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2.     Нравится ли слушать или читать самостоятельно сказки , рассказы. повести.

3. Нравится ли петь, музицировать. 

4.Нравится ли заниматься физкультурой.

5.Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.

6.Нравится ли слушать или читать рассказы о природе.

7.Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

 8.Нравится ли играть с техническим конструктором.

9.Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10.Нравится ли самостоятельно рисовать.

11.Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.

 12.Нравится ли руководить играми.

13.Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.

14.Нравится ли ходить в магазин за продуктами.

15.Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).

16.Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17.Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18.Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19.Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

20Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.

21.Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.

22.Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.

 23.Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).

 24.Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25. Нравится ли читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26. Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение).

27. Нравится ли ухаживать за домашними растениями.

28. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).

29. Нравится ли считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.

32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Нравится ли помогать другим людям.

34. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

 

                            Лист ответов.

                  Дата_________ Фамилия, имя_____________

 

 

  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

 

  

  

План работы

с одаренными учащимися

 

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности.

сентябрь 

завуч

2

Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся.

октябрь

Директор школы

3

Подготовка памятки и рекомендаций для учащихся по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого-педагогической поддержки

ноябрь

завуч

4

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов

в течение года

Учителя-предметники

5

Организация внутришкольного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в районных, областных,( межрегиональных дистанционных)  предметных олимпиадах

октябрь

завуч

6

Организация психотренинга «Готовность учащихся к участию в районных олимпиадах». 

 ноябрь

завуч

7

Формирование групп учащихся для дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся силами учителей школы.

ноябрь

завуч, классные руководители

8

Осуществление сравнительного анализа учебной успеваемости учащихся обучающихся на «4» и «5»,определение направлений коррекционной работы

по итогам четверти

 завуч

9

Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через кружки, секции.

 в течение года

Педагог – организатор, завуч

10

Организация проектной деятельности

ноябрь

завуч

11

Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках математики, русского языка, истории, обществознания , реализация приемов разноуровневого обучения на уроках русского языка.

декабрь, февраль

Директор школы, завуч

12

Использование приемов, углубления, расширения знаний на уроках истории, обществознания в старших классах.

март

учитель истории

13

Осуществление срезов объема домашних заданий (выборочно), использование заданий пролонгированного характера для мотивированных учащихся. 

в течение года

Директор школы, завуч

14

Практическое занятие для педагогов 5-9 кл.«Развитие мышление школьников а процессе обучения»

февраль

завуч

15

Посещение уроков учителей- предметников с целью изучения методики работы по формированию у учащихся устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля.

февраль

Директор школы , завуч

16

Организация участия школьников 2-4 классов в научно –практической конференции «Я – исследователь».

февраль

завуч

17

Организация и проведение школьной научно – практической конференции учащихся «Первые шаги в науку» 

Март

завуч

18

Изучение опыта работы учителей по вопросу организации повторения изученного материала в условиях дифференцированного обучения.

апрель

завуч

19

Анализ работы с одаренными учащимися

май

завуч

  

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 03.02.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»