ОРКСЭ

Муниципальное казенное 

общеобразовательное учреждение 

"Басинская  основная общеобразовательная школа"

 

                                     

 

Введение комплексного учебного курса

 

"Основы религиозных культур и светской этики"

http://orkce.ru/

 

    С 1 сентября 2012 г. в 4 классах во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях и в нашей школе вводится преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе "Основы религиозных культур и светской этики"

 

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Основные задачи комплексного учебного курса:

-Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, традиционными религиями в России и светской этики;

Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.Основы православной культуры;

2.Основы исламской культуры;

3.Основы буддийской культуры;

4.Основы иудейской культуры;

5.Основы мировых религиозных культур;

6.Основы светской этики.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками .

 

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

 

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.Курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет носить светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Комплексная организация курса и возможность выбора для изучения одного из шести модулей обеспечивает удовлетворение культурно-образовательной потребности родителей (законных представителей) в более тесном приобщении ребенка к духовным традициям его семьи — религиозным или светским.

 

Образование в границах комплексного учебного курса направлено на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)», «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основное содержание всех модулей курса.

Новый учебный курс призван актуализировать в содержании общего образования задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребенка. Он является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса начальной и основной школы и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития младшего подростка.

Основной принцип, заложенный в содержании курса — общность в многообразии, «многоединство», «поликультурность» — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

o ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России — воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

o педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;

o системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, история, литература и др.);

o ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

o единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс в границах учебного предмета и системы межпредметных связей педагогически моделирует, содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций России.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.

 

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой компактную современную образовательную систему, направленную на духовно-нравственное развитие обучающихся, обеспечивающую единство обучения и воспитания школьников, согласование педагогических усилий семьи и школы.

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

Более подробную информацию о курсе ОРКСЭ можно узнать на сайте http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

 

Нормативные документы по введению ОРКСЭ:

Нормативно-правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) являются:

  • Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);
  • Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011 года;
  • Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р,
  • (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД-30/03 пр. №7);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
  • Постановление Правительства РФ от 5.10.2010;
  • Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004г. № 1089;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312.

 

   1. Конспект праздника по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы православной культуры" . Тема: "Пришла коляда- открывай ворота". Синельникова Л.Н.

 

 

 

Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения